Мечты и реальность

192
09-01-2018

Итак, в идеале песня должна создаваться при непосредственном участии двух авторов, поэта и композитора. Из песенной идеи, фрагмента мелодии или текста, поступенно, создавая вместе припев или куплет, потом достраивая всё остальное и согласовывая каждое слово и мотив друг с другом. Потом уже так же ведётся работа с аранжировщиком, а потом и с исполнителем.

 

Однако в реальности об этом приходится только мечтать. Композитор ищет полностью готовый текст, а поэт такой текст пытается написать.

 

Что получается. Поэты, отталкиваясь в основном от обычной, не песенной, поэзии, пишут ровным ямбом или хореем, так что все строки имеют единый ритм.  Часто в том же ритме пишут и припев.

 

Что остаётся композитору? Каким-то замысловатым образом ломать этот ровный ритм стиха. Иногда это удаётся, а чаще они даже над этим не парятся. По длине строки текста создаётся мотивчик, который просто передвигается по ступеням выбранного лада – тональная секвенция. Так же и припев делают, только с другим мотивом, а иногда и с тем же.

 

И это уже становится системой. Композиторы и мелодии самостоятельно уже пишут заточенные под такую незатейливую в техническом плане поэзию. Создаётся уже формат. Ждать чего-то яркого от такого творчества вряд ли стоит.

 

Сколько бы я ни добивался разрушения этого уклада, все мои усилия оказывались тщетными. Не хотят, с одной стороны композиторы работать в таком режиме, с другой стороны поэты не готовы так работать с композитором (всё то же «пишу, когда пишется»).

 

Что делать?

 

Выход видится только один. Поэт сам создаёт ритм песни, закладывая ритмическую неоднородность в стих.

 

И здесь следует учитывать рекомендации композиторов. Для современной песни писать в короткой строке, делать в куплете строки разной длинны, но ритмически каждый куплет должен быть абсолютно одинаков. Припев писать уже из расчёта наличия в нём рефрена. То есть поэт вынужден в этих условиях брать на себя часть работы композитора. Просто создайте для себя в голове какую-нибудь мелодию и пишите под неё.

 

Есть ли у кого иные предложения? 

Комментарии

Дмитрий Барышников ☎ ✒♪ ☊
09-01-2018
Тоже об этом писал mi-vmeste.com/teksty/tvorcheskaya-laboratoriya-mv только с другой стороны.
Rammshtain ✒
09-01-2018
Я вообще не вижу никакой сложности сменить композитору ритмический рисунок в припеве. Это делается элементарно - музыкальных приёмов масса. Дело не в этом - композитор просто не может мелодию в припеве новую создать - всё равно получается похожей как в куплете. Вот именно поэтому и нужно писать куплет в одной стопе, а припев в другой. Но здесь тоже есть свои ньюансы - если ты начал писать в двухдольной стопе, то и припев должен быть в двухдольной. А то получиться, что куплет как марш (в двухдольной) а припев как вальс (в трёх дольной). А вот на пожелания писать на мелодию, которая в голове - это не каждый сможет. По сути все пишут на ритмический рисунок. Да и ещё - если поэт создал мелодию, то на фига ему уже композитор? Сразу аранжировщику оправлять и пусть записывает минус. Потом найти вокалиста который споёт. В принципе, я уже так и начал недавно делать. Установил на ноут программу Adobe Audition, напеваю мелодию, записываю и отправляю аранжировщику. Потом мы вместе с ним уже колдуем над минусовкой. И потом подключаем вокалиста. Вот и получается, что песню мы втроём сочиняем. И такой метод работает - уже третью песню так делаем. Просто надоело ждать, когда какой-то великий композитор созреет и соизволит сочинить музыку. А честно говоря, можно сочинять мелодии и в одной и той же стопе - и в тех же ямбах и хореях. Это не важно, это просто ритмические единицы, мелодия - это главное. Просто ленятся композиторы - всё им готовое подавай))) В песне всё равно доминирующей всегда будет мелодия. Можно на одну и ту же мелодию столько разных ритмических рисунков сделать.
Вера Абрамова ✒
09-01-2018
Ой, я почти всегда создаю мелодию у себя в голове, а получается, то что получается. Спасибо за статьи, Николай, всегда читаю с интересом.
Yurchik4242 ♪
09-01-2018
Очень интересный вопрос подняли. Развитие технологий постоянно ускоряется. Это касается всех, и нас тоже. Меняются отношения, меняются взгляды. Полагаю, пора провести критерии между созданием песни по принципу "на поток", и по принципу "от души". Это совершенно разные вещи. Как небо и земля. Например, говорят: "любовь глупа". И это правильно, поскольку если включить логику, то это уже не любовь, а расчет. Примерно то же самое и при творении в искусстве. Некоторые художники писали свою картину по 15-20 лет, а некоторые - за пять минут. И, согласитесь, качество и цена у этих картин разные. Мы - композиторы и поэты от художников принципиально ни чем не отличаемся. Поэтому при объяснении алгоритма создания стихотворения или музыки, полагаю, надо делать оговорки, что бывает когда "от души", и что бывает когда "на поток". Может быть это не реально, но в противном случае мы так и будем каждый в себе в борьбе с самим собой: 1. как заставить себя, 2. как приманить к себе музу...
Ольга Казакова ✒
09-01-2018
спасибо за статью! =Вера: "я почти всегда создаю мелодию у себя в голове""--Феникс: ""Выход видится только один. Поэт сам создаёт ритм песни, закладывая ритмическую неоднородность в стих.""--=и зачем тогда композитор?сама я напою и пойду к аранжировщику и тогда композитор- я))) или что-то иначе?
Феникс ☎ ♪✒ ✫
09-01-2018
Скажите пожалуйста, а Вы можете гармонизировать придуманную Вами мелодию?
Феникс ☎ ♪✒ ✫
10-01-2018
Конечно каждый сам выбирает свой путь, но, господа поэты, законы рынка никто не отменял, у музыкантов богатый выбор, они будут отбирать то, что им интереснее. Если в голове не возбудить мелодию, то можно просто использовать технику: написали две строки - поменяйте способ рифмования, ещё две - поменяли длину строки и т.д. Смотришь и появился интересный песенный ритм и этим можно зацепить композитора потому, что он уже услышит мелодию.
Alex ✒
10-01-2018
Если писать текст на готовую музыку, то можно избежать многих заморочек. И текст получается интересный, неординарный. На своём опыте это проверила.
Сергей Буравлев ♪
12-01-2018
Очень нужная,замечательная статья....всем текстовикам читать в обязательном порядке!!!