Мотив

253
12-01-2018

Давайте поговорим о мотиве.

В своих ранних публикациях я писал о музыке и поднимал вот какую проблему. Музыкант или поэт в праве писать, что ему угодно, теоретическая наука ему в этом препятствий не чинит. Но публика имеет ограничения в плане возможности воспринимать всё то, что создают авторы.  

У публики есть предел восприятия.

 

Как решить проблему ограниченности восприятия публикой произведений, создаваемых авторами?

 

Вот для ответа на этот вопрос, давайте поговорим о мотиве, как о составляющей музыкальной темы, поэты поймут зачем я это делаю позже.

 

Мотивом называется мелодия, музыкальная тема, вся или по частям.

 

Но у мотива есть ещё одно значение, очень важное для этой публикации.

 

Мотивом называется самая маленькая частица музыкальной темы, имеющая музыкальную логику (нота не имеет музыкальной логики).

 

Из мотивов состоит, как из кирпичиков стена, музыкальная тема, мелодия.

 

Зачем я начал разговор о мотиве.

 

Всё очень просто. Чтобы снизить информативность музыкальной темы и увеличить возможности восприятия её публикой ( ну не писать же песни только в формате куплетов или частушек ) музыкальную тему нужно создавать не из разных мотивов, а из мотивов, родственных друг другу, то есть из вариаций исходного мотива.

 

Это очень важно для музыкантов. Тему нужно создавать из вариаций исходного мотива!

 

Это даёт возможность писать сложные темы, но легко усвояемые публикой.

 

Способов создания вариаций не так уж и много, они хорошо известны музыкантам: это и изменение в мотиве одной или более нот, это сокращение или добавление нот к исходному мотиву, это увеличение или уменьшение темпа мотива или части мотива, это перегармонизация мотива, это перемещение мотива по ступеням лада (секвенция) и т.д.

 

Я думаю, что для музыкантов я сказал достаточно.

 

Но какое это имеет отношение к нам, поэтам?

 

А вот какое. Кое-какие методы мы можем перенять при создании стихотворных песенных форм.

 

Почему бы нам не воспользоваться принципом исходного мотива для создания песенной формы нашего текста?

 

Давайте попробуем создать формат текста, используя принцип вариативности исходного мотива.

 

Мотив песенной темы, это как правило мотив одной строки текста.

 

Возьмём к примеру такую строку:

 

Самая красивая

 

 Теперь вторую строчку запишем, как вариацию нашего исходного мотива, сократим его:

 

Самая.

 

Давайте теперь добавим к нашему мотиву слоги спереди и сзади:

 

Ты самая красивая женщина.

 

Что получилось:

Самая красивая,

Самая.

Ты самая красивая

Женщина.

 

Повторим последнюю строчку

 

Ты самая красивая

Женщина.

 

И придумаем какую-нибудь концовку:

 

Почему в душе моей трещина?

 

Вот что получилось:

 

Самая красивая,

Самая.

Ты самая красивая

Женщина.

Ты самая красивая

Женщина.

Почему в душе моей трещина?

 

Чувствуете родство?

Чувствуете пульсацию?

 

Вот это самое оно.

Комментарии

Yurchik4242 ♪ ✒
13-01-2018

Просто, доходчиво, ясно, своевременно! Согласен абсолютно!

beresk ☎ ♪ ✒
13-01-2018

А можете смоделировать ещё один вариант в стихотворной (не песенной) форме, чтобы полнее почувствовать разницу?

Rammshtain ✒
13-01-2018

"Самая красивая" - это не строка, а словосочетание. Самая красивая - это прилагательное в превосходной степени, здесь очень мало членов построения, даже нет существительного, которое необходимо для построения ФРАЗЫ. Фраза появилась уже когда вы добавили слово "женщина". Ну концовка меня просто поразила - вспомнилась народная присказка "кобыле в трещину"))) Такое построение - просто ни о чём. Слова "самая" и "красивая"составляют 90% процентов текста. Смысловой нагрузки практически нет, да и какая причинная связь КРАСИВОЙ ЖЕНЩИНЫ и ТРЕЩИНОЙ? Душа треснула от красивой женщины? Где МОТИВАЦИЯ? Лично я считаю такое - набором слов, с расчётом на публику с примитивным интеллектом.

"Гражданин излагал теорию, сшитую из блистательных натяжек" (В.Ерофеев "Москва - Петушки").
Вы всё время пытаетесь изо всех сил показать свою осведомлённость, но всё время демонстрируете обратное. Правильно говорит С.Михалков: "Интернет мощный инструмент общения, но некоторые люди к нему не готовы".

Rammshtain ✒
13-01-2018

Сколько нелепостей говорится людьми только из желания сказать что-нибудь новое. (Вольтер) К сожалению вы не готовы к аргументированной критике, продолжайте и дальше творить. Лучше говорить истину, которая причиняет боль и затем исцеляет. Чем говорить ложь, которая успокаивает, а затем убивает.

Admin
13-01-2018

Уважаемый Rammshtain ! Понятно Ваше искреннее желание подорвать любую работу, которая ведется руководством с авторами. Еще раз напоминаю.Публикации Феникса- публикации руководства. Которые очень помогают нам и авторам.Благодаря им, очень многие авторы значительно выросли и мы имеем песни, по которым ведутся переговоры. Надо уметь мыслить шире, чем приведенные в статье , примеры. " продолжайте и дальше творить."- а Феникс и творит. Одна песня уже руководством продана.И удачно. По нескольким ведется диалог с артистами. Где Ваши результаты?Вот Вам истина.И еще одна - от текстов, которые предлагает композиторам Феникс, композиторы не отказываются.И не потому , что он В Совете Директоров.Это и раньше было.Также напомним- песня Феникса- лауреат премии " Шансон года". Где Ваши результаты? Вот Вам и словоблудие.Не хотите работать сами.Не мешайте другим. Иначе выпишу Вам отпуск по- максимуму. Раз Вы считаете, что Вам не по пути с руководством.И пусть меня выдворят с админов, но я это сделаю.Для блага нашего сайта .

Admin
13-01-2018

Феникс! А Вам ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ , на всякий случай, переход на личности у нас запрещен.Тем более, от представителя руководства.За каждого, публикующего материал, есть кому постоять.Для этого ник Admin существует.

Спасибо за статью..-актуально!! Всем добра!

Osoka ✒ ☸ ☸
13-01-2018

"У публики есть предел восприятия" нельзя ли об этом подробнее? Предел восприятия чего? смысла отдельных слов? текста? музыки? в чём это выражается? есть ли конкретные примеры произведений, авторы которых столкнулись с этой проблемой? Приведённый образчик построения текста - использование классического приёма художественной выразительности - повторения. В данном случае - повторение как связь предложений (концовка одного - начало следующего) и повторение одного и того же предложения для придания тексту более глубокой эмоциональной окраски, усиления смысла. Считаете ли Вы, что повтор обязательно нужно применять во всех текстах?? Прошу прощения за массу вопросов, мне не совсем понятен общий и практический посыл этой публикации, хотелось бы проследить дальнейшее развёртывание мысли. Спасибо!

Читайте мои ранние публикации. Слишком много надо объяснять. Но, может быть ещё кто-то захочет услышать...
Автор в праве сочинять что угодно, это его право, которое у него ни одна прикладная наука не вправе отобрать. Однако есть публика, которая должна принять авторский посыл, его произведение. Если автор работал над своей темой полтора года, а публике предстоит понять замысел "творца" за 3,5 минуты, согласитесь. автор и публика находятся в разных весовых категориях в этом соревновании. Публика далеко не всё, что ей предлагается, в состоянии принять. Как известно, музыка, кино, поэзия - это искусство расположенное во времени, должно пройти время для того, чтобы произведение полностью прозвучало для публики. Если слушатель к концу середины музыкальной темы забыл её начало, то такая тема, по всем законам существования музыки, понята им не будет и будет восприниматься, как бессмысленная какофония. Возможности восприятия музыки публикой очень ограничены. В 70-е годы американские учёные исследовали возможности восприятия музыки разных жанров публикой и сделали следующие выводы. Наличие новых музыкальных элементов в популярной музыке, как предел восприятия публики: 2% - попса; 2-5% - жанровая музыка, рок, джаз, лёгкая классика; 5-8% - авангардные формы джаза, классическая симфоническая музыка. То есть высокая информативность музыки, связанная с наличием в ней новых для слуха публики элементов, делает её недосягаемой ни для ума, ни для сердца публики. Вот и встаёт вопрос снижения её чрезмерной информативности. Внедрение в музыкальную тему уже знакомых публике элементов и есть понижение её информативности.

Я, честно говоря, и не хочу искать образцы музыки, авторы которой столкнулись с проблемой её неприятия публикой, я просто знаю, что такой музыки море разливанное. Разве не на непонятии некоторых жанров музыки зиждется неприязнь некоторыми людьми отдельных жанров музыки? О чём мне говорить? Вы любите грайнд кор? А мне нравится. Вы понимаете о чём грайнд кор?

Osoka ✒ ☸ ☸
14-01-2018

Трудно сказать какое направление в рок-музыке мне не нравится, нечто похожее на грайндкор, мы слушали ещё в 90-х, разве что ритм и кач изменились. Ну и сейчас я всё-таки предпочитаю такую музыку только на тренировках, а в повседневной жизни больше нравмится итальянское liscio. Речь не об этом, а о практической сфере применения совета по использовании. анафоры, привведённой в тексте "женщина - на душе трещина". Хочется же развиваться))

Не для Вас сейчас отвечаю, с Вами мне всё ясно. отвечаю для тех, кто может подумать, что Вы говорите что-то ценное. Надо всё-таки отличать форму от содержания. Когда я вижу, что человек не умеет этого делать, я серьёзно сомневаюсь, что он получил высшее образование. Речь в этой публикации идёт только о форме. Эта публикация - отклик на заявления некоторых авторов о трудностях, которые у них возникают при создании нестандартной ФОРМЫ песенных текстов. Речь в публикации о создании ФОРМЫ песенного текста. Обсуждать содержание приведённого примера создания ФОРМЫ (т.е. это РЫБА, говоря профессионально, произвольное словесное заполнение готовой формы - вокальной мелодии) на мой взгляд является полнейшим абсурдом или элементом троллинга автора публикации. Троллинговать меня здесь бессмысленно, я могу просто убрать неугодный мне комментарий, чтобы он не засорял мою публикацию.

Что касается повтора - я как-то сразу не обратил внимание на этот вопрос - я могу сказать одно. Вам видимо мимо цели эта публикация, Вы наверно всё знаете. Ну и знайте дальше, я вряд ли Вам помогу. Лично сам я до смерти буду постигать что-то новое для себя, а есть люди, которым с рождения всё понятно. Наверно счастливые люди.

Ой, мне с рождения не понятно и высшего образования нет. Поэтому читаю твои публикации Николай, может и научусь писать и напишу что нибудь дельное.

Попробовала перефразировать пример, Николай))) Просто в шутку))) Самый красивый,
Самый!
Ты - самый красивый
Мужчина!.
Ты самый красивый
Мужчина,
Но твоя красота - паутина...