ПОЭТ- ПЕСЕННИК. Краткий курс

500
07-01-2018

              Уважаемые коллеги! На одном сайте нашли мы интереснейшую статью. Там изложено очень много  интересных мыслей и идей . Считаем, что будет полезно нам всем ознакомиться с этой статьёй. Статья написана не нами. И , хотя нами запрещено давать ссылки на сторонние ресурсы, тем не менее, мы пошли на этот шаг. А то мы вам о своём, а вы - "о душе"... Мы о Фоме, а вы - о Ерёме.. А нам так важен успех нашего общего с вами дела.Ведь он от каждого из нас зависит..НЕ ПОЛЕНИТЕСЬ. Уделите время... Не пожалеете. А то очень многие из вас считают , что мы тут нечто своё изобретаем... Источник:
http://rifmoved.ru/songwritter.htm

 

Краткий курс начинающего поэта-песенника

Как зарабатывать на своих стихах

 

Поэт говорит приятелю:
- Каждое утро, проснувшись, я первым делом захожу в Интернет и изучаю список самых богатых людей планеты. 
Если моего имени там нет, я сажусь и начинаю работать.

Итак, вы пишете стихи, имеете литературные способности и хотите реализовать свои творческие амбиции. Вы мечтаете о том дне, когда ваше творчество начнёт приносить вам доход, и вы, как свободный художник, станете финансово независимы и будете творить в своё удовольствие. Всё это, как ни странно, возможно, и за примерами не надо далеко ходить: поэты, художники, музыканты, скульпторы, дизайнеры, да мало ли кто ещё – миллионы творческих людей в мире используют свой талант во всю мощь и переводят его в материальные ценности и своё благополучие.

Вы хотите пополнить их ряды и начать полноценную жизнь: путешествовать по миру, покупать самое лучшее, быть независимым и свободным в своём выборе практически всего? Что же вам мешает? Чем вы хуже тех, кто уже достиг такого материального уровня? Возможно, вы ещё более талантливы и заслуживаете гораздо большего. Слышали ли вы о таком понятии, как «шоу-бизнес», которое, собственно, и означает бизнес на искусстве? Искусство и интеллектуальная собственность – в наше время такой же товар, как и, скажем, колбаса; только первое относится к духовной пище, а второе к материальной.

Но давайте ближе к стихам. Возможно, вы хотели бы издавать свои поэтические сборники и получать баснословные гонорары. К сожалению, в нашей реальности это практически невозможно по причине малого спроса на подобную продукцию – современной поэзией, увы, мало кто интересуется и, в основном, поэты читают сами себя. Из всего это следует печальный итог: одной высокой поэзией сейчас не проживёшь, а времена Пушкина, Маяковского и даже Евтушенко безвозвратно канули в лету. Современный поэт не то, что путешествовать по миру, - просто не выживет, полагаясь только на плоды своего творчества. Мир стал другим: развитие средств коммуникации, массовой информации, компьютерных технологий, увеличение числа образованных людей, общий рост благосостояния, а также небывалые возможности для обучения и саморазвития привели к тому, что кол-во талантливых поэтов в начале 21 века увеличилось по сравнению с прошлыми периодами в неимоверное кол-во раз, и, говоря экономическими терминами, предложение превысило спрос. Последний же (спрос на поэзию), в свою очередь, резко упал в связи с появлением, развитием и пропагандой других источников информации и развлечений (тв, Интернет, кино и пр.).

Как же талантливому поэту можно использовать свои способности во благо личного процветания? Конечно, можно писать стихи на заказ, например, поздравительные; писать стихи для открыток, либо рекламные слоганы. Однако спрос на подобные услуги нестабилен, да и всё тех же конкурентов хоть пруд пруди. К тому же, все вышеперечисленные занятия полноценным творчеством можно назвать с очень большой натяжкой. Это больше походит на ремесленный труд.

Но выход есть. Песни – вот что пользуется неизменным и стабильным спросом в последние десятилетия; кроме того, наблюдается тенденция к постоянному увеличению кол-ва исполнителей и групп, желающих жить припеваючи. А какая же песня без слов? Вот тут-то ваш талант и может стать вашим кормильцем, а при удачном стечении обстоятельств и определённых усилиях с вашей стороны – и золотой жилой, источником вашего обогащения. Не стыдитесь слова «обогащение», если оно основано на честном и благородном труде.

Подумайте сами: один профессиональный текст песни стоит 200-500$ (и выше!). Цена слов зависит от самой песни, в т.ч. и музыки, известности авторов, актуальности и шлягерности песни, платежеспособного уровня исполнителя и других не менее важных факторов. Профи, набившие руку, теоретически могут писать по несколько текстов в день. Другое дело, что они сами себе этого не позволят по ряду причин, да и такое кол-во просто невозможно обеспечить спросом. Но даже несколько текстов в месяц для автора средней руки вполне достаточно, чтобы обеспечить себе приличную месячную зарплату (от 1000 $). Помимо сказанного, такой интеллектуальный труд происходит в домашних, комфортных условиях и не требует ежедневной и изнурительной работы на «дядю» от звонка и до звонка.

Состоявшиеся поэты-песенники:
- живут и творят в свободном графике;
- обеспечивают себя и свои семьи высоким уровнем материального благополучия;
- Кроме выручки за тексты, получают гонорары (пусть и небольшие, но стабильные) за исполнение своих песен 
   на публичных концертах и пр. ;
- Занимаются любимым делом и творчески реализуются в жизни;
- Входят в элиту шоу-бизнеса, зарабатывают себе известность, уважение и почёт;
- Находятся в центре внимания прессы и ТВ, так как являются, по сути, публичными людьми.

Профессия поэта-песенника будет востребована всегда, так как испокон веков людям были необходимы хлеб и зрелища, а в нашем, современном мире зрелищами есть не что иное, как концерты исполнителей и групп всех мастей, а продаваемым товаром – исполняемые ими песни. Всё остальное – шоу, декорации, костюмы – вторично. Главное – это репертуар артиста, на котором он зарабатывает себе на жизнь. Все уважающие себя исполнители стремятся иметь в своём багаже песни, которые бы полюбились публике и на которых бы они долго держались на плаву своей популярности. И здесь им на помощь и приходят профессионалы своего дела – композиторы и поэты, которые делают для них такой необходимый в шоу-бизнесе коммерческий продукт. (О композиторах в данной статье речь не пойдёт, так как это отдельная и серьёзная тема.)

Хороших поэтов-песенников, как, впрочем, и композиторов, крайне мало. Вы, при желании, можете стать одним из них и наслаждаться финансовой свободой и всеми прелестями этой короткой жизни. Подумайте сами: написание только одной песни (всего-то несколько строф!) обеспечивает вам приличное вознаграждение, которое вы можете сразу же потратить на турпоездку зарубеж, приобретение давно желанной вещи (например, стиральной машины либо хорошей микроволновки) или, по крайней мере, в течение месяца не тяготить себя тяжёлыми мыслями о хлебе насущном. Что же тогда говорить о конвейере песен, который выдают многие добившиеся успеха авторы, к которым не зарастает тропа исполнителей. Такие люди покупают за несколько месяцев дорогие машины и квартиры, открывают свой дополнительный бизнес (магазинчики, ресторанчики), просто путешествуют по миру и живут богемной жизнью ни в чём себе не отказывая. Многие известные и раскрученные поэты-песенники получают за каждый свой текст по 1000-3000$ и много более (!!!), и с каждой удачной песней их гонорары увеличиваются. Кроме того, они уверены в своём будущем - к ним стоят длинные очереди желающих заполучить слова от «мэтра», одно упоминание имени которого в числе авторов резко увеличивает шансы на успех той или иной песни - её ротации и приятия средствами СМИ: ТВ, радио, прессой и пр.

Если вы думаете, что такие люди изначально родились богатыми и знаменитыми, или стали талантливыми по блату, то глубоко ошибаетесь. Большинство из них медленно и уверенно шли к своей цели, работали над собой и знали, чего хотят. Никакие невзгоды и временные трудности не смогли сбить их с пути, в результате чего они смогли взойти на свой Олимп и обеспечили своё настоящее и будущее.

Почему же - спросите вы – из многих тысяч поэтов только немногие смогли найти себя в песенном жанре и достичь высот? Ответ простой: основная масса стихописцев просто не в состоянии писать хорошие песенные тексты, а часто и просто стихи (это графоманы, рифмующие строчки и считающие себя поэтами. О них речь не идёт). Большинство же зрелых поэтов, воспитанных на высокой поэзии, морально не могут и не хотят переходить на столь низкий уровень творческой активности, как эстрада. Ни за какие деньги и никогда они не снизойдут до поп-музыки с её примитивнейшими (по их меркам) формами и содержанием. Так, например, уважающий себя профессор, получающий мизерную зарплату, никогда не опустится до продажи сигарет, хотя последнее принесло бы ему намного больше денежных знаков, чем научная или преподавательская деятельность. Здесь, как говорится, комментарии излишни. Кроме того, далеко не каждый состоявшийся поэт сможет переквалифицироваться на песенные тексты – они у него просто не получатся, если он только не станет учиться писать по-новому. Также большинство поэтов просто не представляют, что можно писать песенные тексты и на них зарабатывать себе на жизнь, или им уже «не солидно», по их мнению, перестраиваться в своей жизни или оббивать чьи-то пороги (немолодые годы могут быть серьёзным психологическим барьером). Да и отношение к большим деньгам в зрелом возрасте становится уже философским. Но главным препятствием, конечно же, является отсутствие контактов с композиторами, которые бы смогли и захотели с ними сотрудничать. А нет музыки – нет и песни. Здесь не имеются в виду композиторы и исполнители-барды, так как бардовские песни не могут конкурировать с популярной музыкой по доходной части. А, кроме того, музыкант, умеющий подбирать аккорды на гитаре, не является композитором в полном смысле этого слова, так как часто не знает даже нотной грамоты, не говоря уже о таких вещах, как гармония (классическая или джазовая), аранжировка и пр. Но не будем отвлекаться. Как видите, есть масса препятствий для осуществления красивой мечты – жить за счёт своего творчества. Но если бы не было преград, то не было бы и самой возможности, так как все литераторы уже ринулись бы в песнесочинительство и, как следствие, цены на услуги поэтов-песенников перестали бы быть такими привлекательными. Вывод: в результате естественного отбора побеждает сильнейший и упорный - тот, кто только действительно чего-то хочет. Вот что гласит девиз сети "Макдональдс": «Старайтесь вовсю: ничто на свете не заменит упорства. Не надейтесь на талант: талантливые неудачники встречаются на каждом шагу. Не надейтесь на свой гений: непонятые гении вошли в пословицу. Не полагайтесь всецело на образование: в мире полно учёных безумцев. Только упорство и целеустремлённость всемогущи».
         

Как стать профессиональным поэтом-песенником

 

Композитор - поэту:
- Я ваши стихи прочитал, но писать музыку к ним не буду. Я, знаете ли, противник мата.
- Но в моих текстах нет мата!? Я и в жизни никогда не матерюсь!
- Вы нет, а слушатели ваших слов будут...

Итак, вы приняли для себя окончательное решение стать профессионалом и посвятить свою жизнь написанию песенных текстов. Теперь наберитесь терпения и не стремитесь получить быстрый результат. Начинайте учиться и работать над собой. Хотите стать профи по большому счёту, изучите теорию стихосложения - это обогатит ваши познания в теории литературы; ежедневно читайте хорошие стихи, и ежедневно (!) пишите сами. Не позволяйте своим мозгам расслабляться, в противном случае, они перестанут вас радовать хорошими результатами. Нет вдохновения? Но, как известно, вдохновение приходит во время труда. Не ищите оправдания своей лени, стимулом для вас должна быть ваша прекрасная цель - когда в день на своём творчестве вы сможете зарабатывать столько же, сколько ваш сосед как минимум за месяц, работая по 9 часов на своём предприятии или заводе.

Итак, покупайте диски популярных исполнителей, находите сайты с текстами популярных песен или файлами MP3-музыки (это легко сделать через поисковые системы) и слушайте, слушайте, и ещё раз слушайте. Но: не как пассивный слушатель, а как специалист, который буквально «под микроскопом» изучает все тонкости и нюансы песенного словотворчества. Анализируйте шлягерные тексты (все подряд), обращайте внимание на их тематику, форму, построение сюжетной линии, рифмы, словарный запас, общую сочетаемость с музыкой, хитовые фразы и обороты.

Самое большое заблуждение, которому поддаются многие авторы, коим никогда не суждено достигнуть профессиональных высот – это мнение, что они и так всё знают, что и без учёбы и практики у них всё получится на 100%. Так же думают и поэты-аматоры, написавшие за всю свою жизнь 2,3,4,-10 текстов, и считающие, что этого достаточно для того, чтобы штамповать по несколько хитов в день. Часто такие «виршеписцы», не имея достаточного опыта написания качественных(!) песенных текстов, настолько уверены в своих силах, что при первом же разговоре о стоимости их "гениального" труда «заламывают» цены, сравнимые с ценами настоящих хит-мейкеров, на счету которых десятки написанных и исполненных песен. Когда же дело доходит до самого текста, обнаруживается откровенный детский лепет или банальный набор слов. На эту тему есть следующая поучительная история. Одна дама попросила одного известного художника нарисовать её портрет, после чего спросила сколько это будет стоить. Он назвал внушительную цифру. «А почему же так дорого? – спросила дама, - мне, конечно же, очень нравится, но вы писали всего 5 минут?!». На что был ответ: «Чтобы так быстро и хорошо писать картины, я учился 20 лет». Итак, смысл понятен: только тот, кто пишет регулярно, пусть даже в стол, но постоянно работает над собой, в конце концов достигнет необходимого мастерства. Те же, кому лень писать просто для себя (мол, что же это я буду писать без оплаты? Нет заказов – и пальцем не пошевелю, я же мастер!), тот в конце концов так никогда и не получит финансовую отдачу от своего творчества, так как высочайшее мастерство приходит только в результате постоянной работы над свои слогом и техникой письма. Количество, в конце концов, – при правильном подходе к делу – переходит в качество и поэт-профессионал сам начинает чувствовать своё превосходство над сотнями графоманов, которые никогда не заботились о своём развитии и продолжают заниматься примитивным рифмоблудием. Услуги последних никогда не будут востребованы; такие горе-поэты-песенники сходят с дистанции так на неё и не став, и начинают зарабатывать себе на жизнь другими способами. Есть одна очень правильная и умная мысль, которая будет полезна всем, независимо от специальности. А звучит она так: если вы не уделите своей профессии один день – вы заметите это в своей работе, если вы не будете заниматься над собой неделю – это заметят ваши коллеги-профессионалы, если вы не будете работать над собой целый месяц – это заметят все. Делайте выводы. Кроме того, ещё один весьма умный и ценный совет: «Если каждый день уделять своему специальному образованию всего по полчаса, то уже через пять лет вы станете специалистом, которому не будет равных». Это можно смело отнести и к практике: чем больше продуктивной практики, тем выше результаты, тем высокооплачиваемый и ценней специалист. Почему бы и вам не стать лучшим?

Написание текстов на готовую музыку
(практические советы)

 

- Язык ваших стихов беден, - говорит композитор.
Ну и что? - отвечает автор. А кто сказал, что бедность это порок?

В среде музыкантов написание текстов на готовые мелодии называется написанием на «рыбу» - есть ритмическая сетка и эмоциональный код (сама мелодия), и необходимо нарастить мелодию словами, с которыми бы она стала единым целым и вылилась в песню. Для неискушённых поэтов такая задача кажется весьма несложной – казалось бы, надо просто подставить нужные слова. Но на самом деле, это весьма трудное и ответственное задание, требующее помимо стихотворного опыта ещё и наличие музыкального слуха и чувства ритма. Кроме того, поэту-песеннику желательно на практике ориентироваться в элементарных музыкальных понятиях, таких как: синкопа, затакт, сильная доля, триоль и т.п. В противном случае, написанные слова просто могут не вписаться в мелодию, или не совпасть с ней по расставленным акцентам. Каждая мелодия делится на несколько мотивов, и при написании слов это всегда необходимо учитывать: мотив может быть адекватен строке стихотворения, а может и не быть, и здесь главное уловить все ритмические и интонационные нюансы, чтобы отобразить их в тексте.

Несколько советов при написании текста на готовую музыку:

1) Прослушивайте музыку мелодии многократно (многие десятки раз), прочувствуйте её, перебирайте в уме возможные варианты слов, обдумывайте тематику песни - исходя из пожеланий композитора (или исполнителя), своей творческой интуиции и, собственно, характера самой мелодии. Главное - буквально "пропитаться" настроением музыки и войти в нужный образ.

2) Тщательно подбирайте варианты слов на самое главное место в песне – первую строку припева. Как правило, именно по ней носит название вся песня. Поэтому любые банальности или заезженные фразы будут сразу перенесены на название песни, от чего она в конечном итоге только проиграет или будет обречена на провал и неизвестность. Кроме того, ни один серьёзный исполнитель просто не возьмёт такую серость в свой репертуар. Часто центральным местом в песне может быть последняя фраза (или слово) в припеве, которая потом повторяется на фоне последующего проигрыша. Такие места, соответственно, также необходимо особо скрупулёзно продумывать на предмет их "хитовости".

3) Отбирайте ключевые, красивые и функциональные слова, которые, по вашему мнению, обязательно должны присутствовать в песне и украшать её собой. Простой пример: если это песня про Новый Год, то отобранные ключевые слова, которые должны войти в текст, могут быть такие: Новый Год (само собой), зима, снег, вьюга, метель, ёлочка (ёлка), дед Мороз, Снегурочка, мороз, игрушки, праздник и т.п. После первоначального отбора возможных слов, дальше можно думать об их обыгрывании в тексте.

4) Уделяйте особое внимание в песенном тексте:
- началу куплета;
- переходу к припеву;
- ПРИПЕВУ (началу и концу – особенно).

По большому счёту, песенный текст в эстрадных (особенно танцевальных) песнях является всего лишь фоном и редко кто слушает и анализирует его полностью. На слуху, как правило, остаются только какие-то вырванные из всего контекста фразы и отдельные «ударные» слова. Мало кто помнит тексты песен целиком, но основные и самые запоминаемые места помнят если не все, то многие. Таким местом отчасти является начало первого куплета (когда исполнитель начинает петь, это сразу фиксируется вниманием слушателей), затем внимание к тексту ослабевает и снова усиливается при переходе к припеву. Само собой, что многократно повторяемый припев всегда будет в центре внимания, а это значит, что именно припев должен быть носителем всей «хитовости» песни.

5) Поиск изюминки в песне. Изюминкой может быть образ или фраза, которые зацепят воображение слушателей. Пример удачных изюминок: «Беги по небу», «Изучай меня по картам», «Пятый океан», «Всё или ничего», «Любовь, похожая на сон»... Такие нестандартные и не затёртые решения-образы, безусловно, станут решающим фактором, определяющим хитовость песни (само собой, что музыка также должна быть соответствующей и шлягерной по своей сути). Все эти слова лучше поместить в припеве, где и фокусировать на них основное внимание будущих слушателей.

 

Работа над песенными текстами

Один поэт признаётся в интервью:
- В молодости я долго колебался, кем мне стать: певцом или поэтом.
- И почему вы выбрали последнее?
- Я рассудил так: если певец потеряет голос, то его карьере конец,
а поэту достаточно заменить потерянную ручку на новую.

Для правильной и плодотворной работы над песней необходимо постоянно быть в контакте с композитором и сверять с ним каждый свой творческих ход. Если ваша задача – написать текст на предоставленную мелодию, то последовательность действий для вас должна быть такова:
1) Напишите припев, по начальным или конечным словам которого, возможно, будет называться и вся песня;
2) Покажите композитору, обсудите плюсы и минусы, доработайте при необходимости;
3) Напишите куплеты, предшествующие первому припеву;
4) Покажите композитору, обсудите плюсы и минусы, доработайте при необходимости;
5) Напишите остальные куплеты;
6) Покажите композитору, обсудите плюсы и минусы, доработайте при необходимости;
7) Дайте песне отлежаться пару-тройку дней;
8) На свежую голову исправьте сомнительные или замените слабые места.

Заметили тавтологию – многие слова навязчиво повторяются? Поищите им замену, разнообразьте словарную палитру своего текста, ищите красивые эпитеты, находите синонимы к плохо звучащим или «непесенным» словам, ищите красивые аллегории, сравнения, фразеологические обороты, задействуйте внутренние или начальные рифмы, используйте по возможности игры слов и смыслов, омонимические и каламбурные рифмы. Это резко освежит текст и сделает его неповторимым. «Обними меня, обмани меня» (игра звуков), «снежный – с нежной» (каламбур), «На этом берегу любовь я берегу» (омонимическая рифма), «Несу разное, несуразное» (гетерограмма) и т.п. Ищите свои собственные решения. Развивайте свои познания азов стихосложения, открывайте для себя новые формы выражения ваших мыслей, используйте в своих текстах тропы, литоты, метафоры, гиперболы, оксимороны, аллитерации и пр. Не знаете что это такое? Тогда вас тяжело назвать профессионалом. Представьте, что композитор не знает что такое, к примеру, "диез", "лига" или "фортиссимо". Такие «специалисты», увы, встречаются довольно часто. Если вы в их числе, тогда ваши более образованные конкуренты всегда будут выше вас на целую голову, так как в их арсенале будет намного больше средств для профессиональной самореализации. А раз так, то предпочтения и заказы будут отдаваться им, а не вам.

Читайте стихи хороших поэтов, классиков, учитесь у них! Читать только себя – это прямая дорога к деградации в творчестве. Не будьте чукчей из анекдота, который при поступлении в литературный институт на вопрос «Что вы читали?» ответил, что ничего, так как хочет стать писателем, а не читателем.

Кроме того, ваш текст должен литься естественно, без «зазубрин» и «спотыканий», чтобы не было чувства, что он «высосан из пальца» и плохо состряпан. Избегайте бытовых тем и аналогий, сложных и непонятных слов, специфических терминов, употребления собственных имён (если только это не задумано в песне), политических, военных и пустых по своей сути тем. Как можно меньше употребляйте причастий и деепричастий, не выстраивайте сложных и длинных предложений. Всё должно излагаться лаконично и понятно. Каждый поворот мелодии, каждая интонация должны быть отображены в тексте, так, чтобы на месте ваших слов было бы очень сложно представить что-то другое, так как любой другой текст был бы просто «не из этой оперы», а ваш - единственно правильный и соответствующий данной музыке, с которой он стал единым целым.

Болезнь многих начинающих авторов – нежелание искать альтернативные, более удачные варианты строк, слов или фраз в случае, если «всё уже и так неплохо звучит». Всегда хорошо, если есть из чего выбрать, тогда можно выбрать лучшее. Пушкин не стал бы Пушкиным, если бы не переделывал сотни раз свои гениальные произведения и не искал альтернативных вариантов своим строкам, рифмам и образам. Шлифуйте и вы свои стихи до блеска, так, чтобы честно и с полной уверенностью вы сами себе могли сказать: "Да, это не стыдно показать, это сделано на совесть, это идеально гармонирует с мелодией и лучше просто не может быть". Никогда не идите на компромисс – если в чём-то есть сомнения, то это обязательно заметят и другие.

Есть один интересный способ, как можно вызвать прилив вдохновения, который может поспособствовать написанию именно тех слов, которые нужны на конкретную мелодию. Представьте себе, что песня уже написана – она звучит со всех сторон (телевидение, радио, концерты), её все напевают и восхищаются её. Представили? А теперь, исходя из ваших представлений, подумайте, какие вы слышите слова в этой песне. «Вспомнили»? Теперь попробуйте это всё зафиксировать. Если песня пишется под конкретного исполнителя, то ещё легче. Просто представьте, что песня также написана и исполняется этим певцом (певицей, группой). О чём она? Какие фразы вы запомнили, что вас зацепило? После ответа на эти вопросы смело приступайте к изложению ваших мыслей на бумаге.

Некоторые рекомендации при написания слов на музыку:
1) Используйте всем понятные и легко выговариваемые слова и их последовательности, иначе при пении (если до этого дойдёт) исполнитель просто «сломает язык»;
2) Все повторяющиеся по мелодии части в песне (куплеты) должны быть как две капли воды похожи по ритмической организации (слоговому составу и расставленным акцентам);
3) Каждый куплет в тексте должен быть носителем какой-то новой информации.
4) Всё непременно должно быть красиво зарифмовано;
5) Никакой смысловой или словесной тавтологии и «переливания из пустого в порожнее»;
6) Никаких штампов и банальностей, типа "кровь-любовь и прочая морковь";
7) Старайтесь писать легко и просто, чтобы ваш текст лился непринуждённо и радовал слух своей напевностью.
Вы, конечно, можете сказать, что во многих прослушанных вами песнях, всё это часто не соблюдается: слова самые что ни на есть примитивные, рифм иногда нет и в помине и пр. Если такие песни вы возьмёте себе за эталон, считайте, что и ваша песенка спета – вы никогда не станете профессионалом со всеми вытекающими отсюда последствиями. Всегда ориентируйтесь только на лучшие образцы и не опускайтесь до откровенного графоманства.

Никогда не торопитесь с окончательным вариантом слов. Дайте им немного отлежаться, возможно, вам в голову придут более интересные мысли или муза подскажет вам новое и более удачное решение какого-то фрагмента текста.

Используйте в своей работе словари, и - в первую очередь! - словарь рифм. Рифма, как созвучие, играет важную роль в ритмической и мелодической организации вашего текста, и, помимо этого, выполняет мнемоническую функцию, способствующую запоминаемости слов. Беда многих поэтов в том, что в своих текстах они используют затёртые и многократно использованные рифмы. Как правило, автор предрасположен вставлять в свой текст самое первое и банальное, что приходит на ум - рифмы, которые он уже где-то слышал из других песен или стихов. К сожалению, наша голова не компьютер и в ней невозможно удержать миллионы слов – рифмованных комбинаций, поэтому словарь может стать для вас первым помощником в деле поиска новых и свежих созвучий. Избегайте штампов! Все начинающие авторы по невежеству своему уверены, что словари рифм не нужны, а слово, «любовь», например, рифмуется только со словами «кровь, вновь, бровь...» - не более 10 вариантов. Ан нет! Со словом «любовь», оказывается, рифмуется добрая сотня слов. Всё это можно узнать из словаря рифм. Кроме того, при просмотре нужного рифморяда вы можете натолкнуться на слово (рифму), которое может кардинально изменить весь ход ваших мыслей или даже стать украшением или изюминкой всего вашего текста. Ведь каждая рифма – это мощная ассоциация, и чем больше ассоциаций у вас возникнет при написании слов, тем большая вероятность, что ваш текст будет иметь своё лицо - станет оригинальным и не похожим на тысячи других. Часто бывает и так: вы написали отличную строчку, но в парной ей по рифме ничего хорошего в голову не приходит (вдохновение ведь не вечно). Ну не переделывать же такую удачную строку! И здесь также без словаря рифм не обойтись – просто пройдитесь по всем рифмам к нужному слову и вы обязательно найдёте то, что может стать для вас спасательным кругом. К примеру, вы пишете песенный текст о пиратах. Написали первую строчку, заканчивающуюся словом «сундук» (с золотом или серебром). Всё звучит и теперь вам необходимо найти красивую рифму к слову «сундук». Находите в словаре нужный рифморяд и все рифмы на «ук»: барсук, барчук, бирюк, бурундук, вьюк, жук, индюк, каблук, каюк, канюк, курдюк, матюк, мундштук, паук, пук, рундук, селюк, сук, сюртук, тюк, физрук, фундук, чубук. Акведук, бамбук, бук, внук, военрук, дрюк, звук, инфразвук, каучук, крюк, лук, люк, ноутбук, перестук, политрук, стереозвук, стук, трюк, ультразвук, урюк, хук. Базук, гадюк, закорюк, злюк, лженаук, мук, наук, разлук, сук(а), штук, щук, брюк, рук. Близорук, безрук, большерук, длиннорук, долгорук, косорук, криворук, однорук, сухорук. (И это - только слова на «ук», без слов-рифм со сходнозвучащей клаузулой «уг».) Итак, вспомнили бы вы все вышеупомянутые рифмы самостоятельно? Был бы у вас такой выбор и простор для фантазии? Однозначно, нет. Теперь вы можете выбрать сходные c вашей пиратской темой слова для их обыгрывания в тексте и рифмования со словом «сундук». Это может быть, в первую очередь: каюк, мундштук, рундук, сюртук, тюк, звук, крюк, люк, стук, брюк, рук, однорук... Каждое их этих слов может внести в ваш текст свежую мысль и красивый образ при грамотном его обыгрывании.

Но вернёмся к словам песни. Кроме всего вышеописанного, ваш текст должен максимально гармонировать с музыкой и совпадать с ней по настроению, а также выражать какие-то эмоции, чтобы это "цепляло". Простой набор рифмованных слов – удел дилетантов. В своей работе старайтесь избегать бытовых, простонародных, грубых, пошлых и сленговых слов: пишите исключительно красивым литературным языком. Думайте образно, практикуйте некоторую недосказанность, тем самым предоставляя право будущим слушателям самим домыслить переданное вами настроение или образ. Беда начинающих поэтов в том, что они пишут буквально: пришёл, увидел, грущу, идёт дождь. Так передают свои мысли в разговорной речи, для песен это недопустимо. Также все начинающие авторы, как правило, грешат тематическим и словесным однообразием: вечер, свечи, встреча, ночь, мы прощаемся, я страдаю, как жаль... Это говорит только об ограниченном мышлении таких авторов и неспособности выйти за рамки убогих штампов и примитивных стереотипов. Такие решения пригодны разве что для самодеятельности, но никак не для серьёзных и популярных исполнителей.

И ещё два, достаточно важных момента:
1) Пишите грамотно, расставляйте знаки препинания, оформляйте ваш текст согласно общепринятым литературным нормам. Всё это будет показателем вашей общей культуры и образованности. Досадная грамматическая ошибка (или даже опечатка) может перечеркнуть весь ваш непосильный и кропотливый труд и отбить дальнейшее желание сотрудничать с вами. Представьте себе композитора, который не может грамотно записать свою музыку на ноты. Чтобы никто не засомневался в вашем профессионализме, будьте предельно строги к себе: ваши тексты должны быть образцовыми во всём.
2) После написания вашего текста наберите его на компьютере и распечатайте. Никогда и никому не давайте ваших рукописных вариантов – в наше время это уже просто неприлично, да и никто не захочет разбираться в тонкостях вашего почерка. Кроме того, напечатанное даже визуально выглядит более привлекательно и более читабельно. Если текстов несколько, то каждый должен быть размещён на отдельной странице, и под каждым должны быть ваши краткие данные: ваше имя, фамилия (или псевдоним) и – обязательно!!! – телефон (со всеми кодами). Всё это может стать для вас гарантией того, что, в случае заинтересованности вашим творчеством, с вами свяжутся. У композиторов или исполнителей ваши тексты могут пролежать не один день или месяц в общей кипе с десятками (а то и сотнями) предложений других поэтов, и, если на странице с текстом нет координат их автора, никто его в работу просто не возьмёт. Кроме того, не проставив своих данных, вы можете дать повод потенциальным плагиаторам.

Найдите своего композитора – надёжного и талантливого соавтора, с которым вы будете понимать друг друга с полуслова, и от которого будет зависеть и ваш успех. При полном взаимопонимании и общей цели вы будете одной связкой, своеобразной кузницей песен. Любые ваши задумки и идеи (даже сырые) показывайте своему партнёру (это касается и композиторов) – из любой искры может возгореться пламя, а иначе говоря, вместе легче и гораздо быстрее можно довести любую мысль до её финального воплощения в новую, хорошую песню. У Вас появилась хитовая фраза, но ещё нет остальных слов? Не беда, дайте её вашему композитору и, возможно, он, вдохновлённый вашей фразой, напишет красивую мелодию новой песни, от которой потом вдохновитесь и вы и допишете текст в нужном ключе. Одним словом, всё делайте вместе и от этого будет зависеть ваши общие достижения и карьера. Постоянно думайте и вынашивайте в голове идеи свежих хитовых фраз, образов и сюжетов для будущих песен (для этих целей под рукой всегда должна быть ручка с блокнотом, а лучше - мобильный телефон со встроенным диктофоном). Помните: каждая интересная мысль может стать песней и прибавить вам баллы как профессиональному автору, а также отобразиться на вашем финансовом счету, что, в свою очередь, всегда только вдохновляет на новые подвиги.

Работа с композиторами и исполнителями

Поэт-песенник спрашивает известного композитора:
- Что вы думаете о моём последнем тексте?
- Признаюсь честно, это худшее из всего, что я читал.
- Как?! А я вчера продал его одному исполнителю за приличные деньги!
- А вот это уже искусство!

К сожалению, сейчас само понятие «композитор» несколько размылось и исказилось - к таковым себя стали зачислять все, кому не лень: от диджеев, до пользователей ПК, установивших на своих компьютерах специальные программы, помогающие конструировать из заготовленных звуков и фраз собственные «композиции». Такие «композиторы», как правило, нигде не учились музыке, не знают нот и не имеют элементарных представлений о композиции в музыке, не говоря уже о том, что свою «музыку» набирают не на клавиатуре синтезатора, а с помощью мышки, так как играть они ни на чём не умеют. Есть, конечно, исключения. Но вернёмся к главному. Итак, найдите своего настоящего композитора, с которым вы сойдётесь в принципах работы, стилистике песен, и стратегии и тактике по достижению поставленных целей. А основная цель может быть только одна: больше песен, хороших и шлягерных. Так складывается, что композиторов, увы, намного меньше, чем хороших поэтов. Что нужно поэту? Иметь талант и шлифовать его. Хорошо, если вы закончили филфак или литературный институт, но это не всегда возможно, да и, по большому счёту, не обязательно. Тысячи ежегодно выпускаемых специалистов указанных учебных заведений не становятся поэтами или поэтами-песенниками экстра-класса, а самоучки и самородки, поставившие перед собой конкретные цели и неустанно работающие над собой, достигают своих высот. Таким образом, поэту нужен, повторюсь, талант от Бога, ручка и лист бумаги (или компьютер).

Чтобы стать хорошим композитором необходимо намного больше, этим и объясняется их дефицит:
1) талант (основное);
2) 7 лет музыкальной школы; 
3) 4-5 лет муз.училища (обязательно) и/или консерватории (желательно);
4) музыкальный инструмент, или в идеальном варианте своя, пусть и небольшая, студия (а это весьма немалые деньги, а,
значит, и время, потраченное на их зарабатывание!) ;
5) Практические навыки и опыт написания песен (обязательно), а также аранжировок к ним (крайне желательно).

Как видите, разница в средствах и времени на пути к достижению целей между поэтами и композиторами просто огромна. Итак, ищите своих композиторов. Кто хочет, тот находит – кто не хочет, тот ищет оправдания. Регистрируйте свои тексты и разносите их по серьёзным продюсерским центрам и студиям, которые могут в них нуждаться. Возможно, там вам и предложат для сотрудничества людей, пишущих музыку. «А если предлагать свои тексты напрямую исполнителям?», - спросите вы. Ответ: даже если вы каким-то чудом до них доберётесь, и даже если вам скажут, что ваши тексты понравились, о них забудут на следующий день, а вы будете тешить себя надеждой, что в один прекрасный день вам позвонят и сообщат о записи вашей песни. Не верьте в подобные сказки! Ваши стихи пойдут в дальний ящик стола и маловероятно, что когда-нибудь кто-то о них вспомнит. А что, собственно, исполнители с ними будут делать? Ведь ваши тексты без музыки, а исполнители - народ слишком занятый и разбалованный: им надо, чтобы всё, как на блюдечке, приносили уже в готовом виде, чтобы осталось только подрепетировать и записать в студии. Готовый продукт для них - это слова с музыкой, да ещё желательно с аранжировкой (хотя бы примерной), чтобы было понятно как это будет звучать. И даже в таком практически совершенном виде (музыка, слова, аранжировка) ваша песня может быть выброшена в мусорный ящик, если не будут соблюдены следующие условия:
1) Песня написана профессионально (по словам и по музыке);
2) Песня написана с учётом имиджа, музыкальных и текстовых пристрастий данного исполнителя, с учётом его вокальных
данных, предпочтительных тем и пр.;
3) Песня действительно является шлягерной и не похожа на всё, что звучит (звучало) до сих пор;
4) Исполнитель не пишет песен сам или у него нет постоянных авторов;
5) Исполнитель прослушал песню внимательно и в момент хорошего настроения;
6) Исполнитель в данное время действительно нуждается в обновлении репертуара или в свежем хите.

При несоблюдении одного из условий, а также при плохом качестве самой записи (например, тихий звук, неслышна мелодическая линия и пр.), к вашей песне не будет проявлен интерес, и вам пообещают – в лучшем случае - послушать вашу песню позже и при положительном решении позвонить... На этом всё может закончиться.

Итак, чтобы не работать впустую композитор и поэт должны учитывать все вышеобозначенные моменты и совместно координировать свои действия, а именно: прежде чем взяться за написание песни для конкретного исполнителя, изучить его творчество, тексты, музыку, стиль, интересующие темы, диапазон голоса и даже его характер и фрагменты биографии. Т.о., необходимо знать, чем дышит исполнитель, что его интересует, что он хотел бы донести до слушателя, или что привнести нового в своё творчество. Возможно, он хотел бы изменить тематику песен, имидж, и ваша песня могла бы оказаться как нельзя кстати - в нужном месте и в нужное время.

Как защитить свои тексты от плагиата

Поэт-песенник говорит композитору:
- Сегодня ночью я сочинил потрясающий, просто хитовый припев, он звучит так: «Миллион, миллион, миллион алых роз...». 
- А вам не кажется, что песня с подобными словами уже была?
- Неужели? Значит меня опять кто-то опередил!

Как защитить свои тексты от плагиата? Конечно же, идеальный вариант - зарегистрировать свои песни в агенстве по авторским правам. Но всегда ли это возможно и нужно? Не будете же вы бегать туда каждый раз, когда у вас появится потребность срочно обезопасить один из ваших шедевров от возможного посягания? Ниже рассмотрены несколько альтернативных вариантов.

Опубликуйте ваш/и текст/ы в Интернете на каком-либо крупном и уважаемом сайте, как то: «Стихи.ру», «Поэзия.ру», «ИнтерЛит» и др. Согласно закону об авторских и смежных правах, уже сам факт публикации произведений в средствах массовой информации автоматически защищает права их авторов. Крупные интернет-издания не являются исключением и по своему статусу также относятся к СМИ. На таких сайтах, как правило, под каждым произведением ставится дата его публикации, которая всегда может стать аргументом в вашу пользу в спорных ситуациях по вопросам авторства.

Ещё один не менее эффективный способ, который можно использовать даже для черновых вариантов. Распечатайте или напишите ваши тексты на листе бумаги и отправьте его по почте сами себе заказным письмом (лучше бандеролью), которое после получения не вскрывайте, а храните до момента полноценной регистрации ваших текстов в агенстве по авторским правам. Дата отправки и получения, проштампованная на вашем запечатанном письме, и будет для вас временной гарантией защищённости вашей интеллектуальной собственности. После такой несложной процедуры можете смело рассылать и раздавать ваши тексты потенциальным партнёрам и покупателям.


Итак, вы ознакомились с кратким курсом начинающего поэта-песенника и можете приступать к воплощению своей заветной мечты – творить и получать желанное вознаграждение за свой талант. Вам осталось только запомнить, пожалуй, самое главное условие для успеха: вы должны любить своё дело, вкладывать в него всю свою душу и верить в себя и своё предназначение. Сделайте написание песен своей основной профессией, работайте и наслаждайтесь процессом и результатами своего красивого и благородного труда.
Удачи и вдохновения!

Врач - пациенту:
- Вам следует воздержаться от умственного труда. Вы чем занимаетесь?
- Пишу стихи к песням.
- А, ну это можно.

Комментарии

Сибирин ✒
07-01-2018

Читал много подобных статей, но эта лучшая.

Все очень хорошо!!!Но зря.....Есть моторчик,он главный.....

W_Riter ✒
07-01-2018

грамотный копирайтер сработал) особенно умиляют вот эти вот все кол-ва и пр.)

Rammshtain ✒
08-01-2018

Мне вот всегда было интересно, стал ли автор книги "Как стать миллионером" миллионером? Тоже самое и здесь - стал ли автор этой статьи знаменитым и успешным песенным текстовиком? Жизнь идёт по законам времени. Можно много и упорно работать, так сказать "пахать", можно вообще ничего не делать. Можно говорить "Время, остановись" Но время всё равно будет неумолимо двигаться по своим законам.Можно быть талантливым, можно не очень. Сколько было примеров, когда бездари становились знаменитыми и успешными, одни из последних - великие певицы Анастасия Волочкова или Ольга Бузова. Становятся успешными только те, кто идёт в ногу только с лично СВОИМ временем. Так сказать, кто оказался в нужном месте в нужное время. И сколько бы не учили правила стихосложения и создания песен, и насколько бы не был ли талантлив поэт - это абсолютно не имеет значения. Читая шедевры Евтушенко, понимаешь, что совершенно не его качества, как поэта сделали его знаменитым.

Нет, уважаемый господин Rammshtain, самый распространённый в интеллигентской среде ментальный вирус - это утверждение мысли о том, что истины для всех не существует, что у каждого своя правда. Это сатанизм в чистом виде, это железобетонная колея ведущая человечество в рабство. Если человек прекращает поиск истины, он теряет смысл своего существования и циклится только на удовлетворении своих физических потребностей, превращаясь в животное. А как управляют животным? Насыпают в кормушку корм и прилаживают на шею ярмо.
В статье очень грамотно нарисован путь создания песни, следуя ему, как минимум можно написать крепкую песню, как максимум - хит. Я предлагал в своё время нашим музыкантам такой путь создания песни. Поэт находит песенную идею в форме слова, фразы или целого катрена. Композитор ищет формат, если формат найден авторы пишут куплет. Затем композитор, уже отталкиваясь от чисто музыкальных законов мелодии пишет припев. Дальше вместе с поэтом находят рефрен, а дальше поэт по готовой мелодии дописывает текст. Мне сказали:"Коля, ты слишком многого от нас просишь". То есть вопрос создания песни - это вопрос в первую очередь желания работать. Так же впрочем, как и вопрос желания написать хороший текст или музыку. Часто дело даже не в умении, а в нежелании трудиться. Частично этому способствует развитое в сетях лайканье по дружбе, когда у людей крышу сносит от лайков товарищей, которые лайкают им на взаимной основе. Стоит такому великому автору придти в другую компанию, как он вместо лайков получает негативные отклики. И начинается свара. А нужна целенаправленная работа.

Rammshtain ✒
08-01-2018

Мне очень нравиться фраза Гейне - "Некоторые люди воображают, будто они совершенно точно знают птицу, если видели яйцо, из которого она вылупилась." А ещё и народная поговорка "В нашем колхозе лучше всех работала лошадь... Но председателем колхоза она так и не стала" А про клановость на сайтах вам наверное лучше знать.

Уже неоднократно читал эту статью на других ресурсах. Со многим согласен. Особенно разделяю точку зрения по поводу вдохновения. Что оно приходит во время труда. И вот эта фраза вступает в противоречие, на мой взгляд, с другой известной фразой (и на МВ она уже была озвучена): если можешь не писать - не пиши. Я запросто могу не писать. Для меня это не является жизненной необходимостью. Но я пишу время от времени. Это хобби. Но хобби, требующее определенных затрат времени и труда. Именно труда. И к этому хобби я отношусь, как к работе. Пусть и не приносящей обычно материальных благ. Но доставляющей моральное удовлетворение, когда рождается что-то достойное. В моем понимании, человек, который не может не писать - это поэт. Таковым себя не считаю. Я - просто текстовик. Не самый лучший, но и, надеюсь, не самый плохой. И как текстовик, относящийся к написанию текстов, как к работе, поддерживаю точку зрения автора статьи об использовании инструментов для выполнения этой работы. Доводилось слышать мнение, что используя словарь рифм, ты перестаёшь быть поэтом (текстовиком). Но в этом вопросе полностью согласен с автором статьи.
Был удивлен, что мой подход к написанию текстов на музыку во многом совпадает с озвученными в статье рекомендациями. Раньше считал, что просто перебирая слова, которые могу втиснуть в мелодию занимаюсь ремесленничеством, которое не имеет ничего общего с творчеством. Прочитав статью немного успокоился.

Osoka ✒ ☸ ☸
08-01-2018

А как же Маяковский? - "Поэзия - та же добыча радия, В грамм добыча, в год труды, Изводишь единого слова ради Тысячи тонн словесной руды". Думаю, он словарём рифм пользовался бы запросто как инструментом.

W_Riter ✒
10-01-2018

Маяковский вообще трудягой был!) И что характерно для него - умел извлекать пользу из своего труда, знаменитая "лесенка" его в том числе имеет и чисто финансовый аспект. Но как талантлив он был! Обожаю)

Спасибо за статью. Побольше бы таких тем, споров и статей. Профессионализм нарабатывается, было бы желание. Всем добра!

Мне вот что в статье не понравилось. Да, слушая современную музыку, люди не слушают весь текст, так, запоминают рефрены, а остальной текст вроде как балласт, наполнение. Но! Почему мы любим иностранную песню, где слова нам вообще не понятны? Да всё просто. Нас подкупает интонация. Как певцу интонировать никакой текст? Просто невозможно добиться притягательности, невозможно добиться чувства, эмоции. Станиславский тут не работает так как невозможно вжиться в несуществующий образ. И наоборот, если певцу есть о чём петь, есть что интонировать, то мы, не зная языка, всё поймём. Вот такое у меня дополнение. Пишите умные тексты.

Yurchik4242 ♪ ✒
08-01-2018

Хорошая статья. Я бы только дополнил. Есть самородки, которые вот так, просто, начали и у них пошло. Это скорее исключение, чем правило. Просто обстоятельства сложились так. А главным таким обстоятельством является начитанность, большой словарный запас, широкий кругозор, искрометный ум. Главное - начитанность. Все мы начинали с подражательства, со стихоплетства, а там, кто куда смог дойти... Знаете, это как научиться плавать - взял и поплыл. А почему поплыл - никто не знает, но будут объяснять часами, и причем, каждый по-своему.

Други! Прочитав статью ничего нового для себя не открыл. Колесо уже изобретено))) Одно важно это тандем. Хит - это дело десятое. Ведь можно сделать и хит - однодневку. А можно просто писать от души. В погоне за гонораром или нагромождением своего имени хита не родится))) Интернет и видео контент засорён мусором иногда и качественно сделанным. А всё потому, что аранжировщики тоже оказывается талантливые люди, а иногда и более того. А всё просто, они как Минотавры тоже хотят кушать. И обвинять их в том нельзя)))
Поэтому, или мы будем оплачивать их труд, или будем стремиться сами к совершенству подачи материала, ибо в том непотребном виде далее чем наши ушки (и ухи наших знакомых) он не уйдёт.Хотя бывают и исключения.